Надежда Войнова
Надежда Войнова

Если окинуть взглядом сразу много живописных и графических работ Надежды Войновой, ее циклы, серии и одиночные произведения, то, все вкупе, они сразу поразят разнообразием приемов и манер, которыми пользуется художник. Думаю, что именно так — в мужском роде, потому что искусство Войновой — отнюдь не феминистское, а очень самостоятельное; над ним не довлеют никакие гендерные или групповые обязательства или принятые правила игры.

Надя работает карандашом, пастелью, гуашью, маслом, по бумаге и по холсту, и каждый раз результат этой работы выходит совсем разным, подчас — неожиданным. Мы видим то изысканные своими очертаниями и даже изощренные по силуэту наброски человеческих тел, то силуэты это геометризируются, а фигуры превращаются в почти орнаментальные условно-плоскостные формы, то возникает череда очень выразительных карандашных портретов друзей и близких, в фас и в профиль, где всякий штрих подчеркивает объемность каждой черточки лица персонажа.

«Особенно остро я чувствую ускользающие мгновения в графике: часто только черный цвет и белая бумага. Есть всего несколько минут, и черный цвет оживает и кажется цветным…»

«Спящая на черном» холст, масло 2006 год 100/80
«Спящая на черном»
холст, масло
2006 год
100/80

Или Надя изображает обнаженные или полуобнаженные фигуры на черном фоне, прибегая для этого к белилам, к которым добавляются яркие звучные акценты синего или красного, все изображение, с одной стороны — очень выразительное и лаконичное, с другой — какое-то избыточно-утонченное, а произведение в целом начинает напоминать либо роспись по стеклу, либо живописный витраж. Трактовка формы, характерная для витража, встречается и в собственно живописных вещах Нади Войновой — в городских видах от Парижа до Самарканда, от Москвы до Ташкента, в загородных лесных пейзажах Подмосковья или в пляжных ландшафтах Гоа. В вещах этого рода художник стремится к максимальной яркости и звучности цвета, работает большими цветовыми плоскостями, как когда-то фовисты и экспрессионисты, а то — дробными и мелкими, извивающимися или прямыми и параллельными мазками, обрисовывающими форму и заставляющими узнавать в Наде верного последователя зрелого постимпрессионизма.

«Совершенно иначе мерцает своими красками Индия. Все появляется и исчезает. Нет границ предмета, он соединяется с окружением и постоянно движется, как в картине Убегающий пляж.»

«Красное дерево» холст, масло 2002 год 70/90
«Красное дерево»
холст, масло
2002 год
70/90

8Среди работ Войновой разных лет — серия пастелей, посвящённая современной архитектуре, где предельно обобщенные формы крупных московских зданий последних лет заставляют видеть в них чуть ли не сказочные замки. Или пастельный же апокалиптический цикл, подчеркивающий бессилие и обреченность человечества перед грозной Верховной силой и его подчинение Высшей воле. Встречаются работы философско-метафизического характера («Колесо Времени» из живописного цикла, посвященного Индии, и др.). Есть и натюрморты, по гранёности форм, насыщенности и яркости цветовых акцентов и контрастов не уступающие мастерам кубизма, а по динамизму и остроте композиции — творениям футуристов и кубофутуристов.

Вообще, можно сказать, что Надежда Войнова — очень образованный автор с широкими симпатиями в истории искусства ХХ века разных стран — как географическими, так и стилистическими и философскими. В разные периоды своего творчества она делает актуальной для себя ту или иную национальную или творческую традицию. Поэтому иногда прибегает к спокойным и уравновешенным композициям, с широким углом зрения, а иногда предпочитает резкое приближение к изображаемому по принципу «фотоувеличения», прибегая то к фрагментированию, то к неожиданным и резким ракурсам. Среди вещей Нади Войновой есть некоторые с названием в форме глагола в инфинитиве или в повелительном наклонении, словно бы посвященные одной доминирующей над всеми прочими пластической задаче или какому-то преобладающему настроению. Сюда же относятся фрагментированные изображения спортсменов в самый главный, решающий момент их усилий («Метательница дисков», «Прыжок») или просто жанровые сцены («В розовом», «Поцелуй», «Сидящая на зеленом фоне» и т.д.).

Надя много пишет обнаженную женскую натуру. Однако жанр ню у нее звучит по-особенному. Обнаженные на листах и холстах Войновой выглядят не как объекты чувственных помыслов, не как что-то призывающее и манящее. Они, как правило, одни, находятся в задумчивости, иногда — в не слишком удобных позах, и скорее печальны, поскольку, возможно, страдают от своего одиночества, хотя, быть может, автор и не стремился вложить подобные чувства и переживания в образы тех персонажей, которые рождены ее талантом и воображением.

Миры Надежды Войновой, и правда, очень многообразны и разнолики. Художник любит и умеет путешествовать, впитывая во время поездок все новую и новую зрительную информацию, которая позже выливается в очень уместное обогащение выразительных средств в ее произведениях. И, разумеется, она в самых непохожих между собой работах, прежде всего, остается самой собой. Эта самостоятельность объединяет все работы Надежды Войновой, выполненные в разные годы и в разных стилистических координатах.

«Я могу долго ходить с этюдником, пока, вдруг, особенная картина не остановит меня. Я начинаю писать, и это место кажется мне совершенно особенным.
Композиция и свет — и только сейчас. Зыбкость предмета в меняющемся свете завораживает, и хочется мгновенно отобразить это на холсте».

Эта «самость» отражает самодостаточность личности художника, которая не просто радуется красоте окружающего мира, но и с готовностью делится этими своими радостными открытиями со зрителем. Поскольку зрители всегда и везде очень разные, Надя стремится заинтересовать и эмоционально «задеть» каждого из них, варьирую свою манеру — пластику, стилистику и символическую наполненность форм. Честный и настойчивый, трудолюбивый и тактичный, иногда сдобренный доброй иронией, иногда исполненный философской глубины обобщения — поиск обратных связей, контакта с теми, ради кого, в конечном итоге, работает любой художник, то есть ради зрителя, которому предлагается разделить с автором эту ни с чем не сравнимую радость открытия красоты мироздания — трудное, ответственное, но очень благородное и благодарное дело, которому всецело подчинено творчество замечательного мастера Надежды Войновой.

Текст: Андрей Толстой, Доктор искусствоведения, член Российской Академии Художеств

Работы Надежды Войновой хранятся в частных коллекция России, Америки, Европы, в Орловском государственном музее. Периодически выставляется на разных площадках. Работает в разных техниках.

Задайте вопрос Художнику.

%d такие блоггеры, как: